Эрзянь Мастор/2003/14/Велень Озкс в Ташто Кшуманця
←Из письма | Эрзянь Мастор, № 14 (165), 28 июля 2003 редактор Нуянь Видяз, Кшуманцянь Пиргуж Велень Озкс в Ташто Кшуманця сёрмадызе Нуянь Видяз |
Марик минек моронок!→ |
Статья на сайте газеты: № 165, 28.07.2003, Велень Озкс в Ташто Кшуманця |
Велень Озкс в Ташто Кшуманця |
12 июля в селе Ташто Кшуманця Больше-Игнатовского района (Мордовия) состоялся 11-й раз Велень Озкс.
Прежде, до насильственной христианизации, сельские Озксы проводились во всех эрзянских селах. При этом строго соблюдался обряд: каждый должен принести к месту моления землю и высыпать ее на Мар (Насыпь). За многие столетия у каждого села вырастал внушительных размеров Мар. Этот обычай символизировал вечность (мы отсюда вышли, сюда и вернемся) и дух единства, солидарности нации. В Эрзянь Мастор (теперь большая часть Нижегородской области) они, мары, несмотря на то, что не возводятся с 18 века, обнаруживаются почти у каждого села и поныне.
В Ташто Кшуманця Озкс, конечно же, проводился по упрощенному варианту. Прежде всего — не на Маре. Отсутствовали и другие элементы, даже те, которые описал Мельников — Печерский. Тем не менее, главные символы эрзянской веры, в т.ч. обращение к Инешкипазу с поднятием рук к небу и с мольбой “Паз, чангодть!” (“Бог, помоги!”) соблюдались. Зажжигался и Штатол (зажигал Тужинкань Сергей атя). Знать религию своего народа должен каждый, кто чувствует себя частицей этого народа, капелькой своей истории.
Атянь Эзем, быть может, проходил в далекие времена так же, как и сегодня. Вопросы же, надо представить, ставились совершенно разные. Несколько веков назад стариков села больше беспокоили хозяйственные дела и защита села, сторонушки родной, Эрзянь Мастор от воинственно-агрессивных соседей. Сегодня Совет думал о другом: как спасти пронесенный через века предками язык, созданную на его основе культуру. Вот сверхглавная задача, которую решали шержеволосые (седовласые) совместно с присутствующими. Она не из легких, пожалуй, даже сложнее из многих, решаемых предками.
Концерт. Прошел блестяще. Открыл его ансамбль “Торама”, закончила — Нина Спиркина. Аплодисментами одаривались Володя Виряскин, сестры Аня Панишева и Ирина Тюрина, Ирина Эрзяйкина, “пташки” Риммы Жегалиной и другие. Богат был концерт звуками, красками и веселым настроением. Моленье от начала до конца шло на эрзянском языке. Это было как бы волшебным пребыванием в далеком 16-17 веках.
Но о супе, который варился пока шло действо, говорить не приходится, эрзяне говорят: келеть нильсак. Душистый, вкусный, свежий, наваристый, такой, какой может лишь из мяса жертвенного животного. Если бы пришедшие стали обедать здесь же, на зеленой лужайке, как и было в старину, картина бы стала неописуемой.
Собиралось все село, все радовались. Немало было и гостей. В частности, были представители Башкортостана — Николай Артамонов, из Саратовской области — Лидия Леонтьева, из Суоми были Сара Хянникяйнен, Хилкка Ахола и Лумме Ленну — преподаватели ежегодных курсов по изучению суоми (финского) языка. С ними были студенты из Коми, Марий Эл, Удмуртии и Мордовии. Их главный распорядитель — Джак Рютер.
Инициатор, организатор, директор-исполнитель всего этого зрелищного представления уроженец села Ташто Кшуманця Пиргуж атя, Григорий Мусалев, председатель Фонда спасения эрзянского языка. Он и многие “молельщики” благодарят тех, кто помог ему и словом, и делом осилить столь грандиозное мероприятие.Кланяются за хорошую погоду Инешкипазу.
Вот вкратце о лицевой стороне медали. Не хотелось бы говорить об “оборотке”, но сокрытие правды, какой бы она ни была, никого и никогда к добру не приводило.
Правда же она вот какая: ни один районный чиновник на Озксе не появлялся. Боязнь объявят приверженцами древнейшей религии эрзян, сторонниками спасения родного языка так их напугала, что они ударились в бега. Одного из них, как нам сообщили, заметили в Чувашии, другого, люди увидели, — в Болдине Нижегородской области. Многие из них нашли убежище в лесу, только им ведомых местах. Любишь или нет свой древний-передревний язык, уважаешь или нет Веру в Инешкипаза, но уважать свой “районный народ” районный начальник должен. Но погоны, оказывается дороже! Хотя бы надо было считаться с тем, что жителям райцентра Григорий Мусалев преподнес драгоценный и в то же время бесценный подарок — концерт. В каком районе Мордовии встретишься с такой уникальностью?! Мало того, “бега” районных бояр головой выдают их не знающую предела угодливость. Если бы нечто подобное организовали власти, они вьюном вились бы на лужайке стадиона, разбивали лоб от поклонов вышестоящим по рангу. Вопреки глухоте и скулениям в закутках, Моленье прошло строго по сценарию и на высшем уровне. Народ был доволен и радовался.
Нуянь Видяз
RU: Данная работа создана сотрудниками газеты Эрзянь Мастор и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. См. пояснение внизу заглавной страницы газеты.
EN: This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License as a work by Erzyan Mastor journal employee(s). See the disclaimer on the bottom of the front page of the journal. | |